Беспилотное воздушное судно[1] − это искусственный мобильный объект (летательный аппарат), как правило, многоразового использования,
не имеющий на борту экипажа (человека-пилота) и способный самостоятельно целенаправленно перемещаться в воздухе для выполнения различных функций в автономном режиме (с помощью собственной управляющей программы) или посредством дистанционного управления, осуществляемого человеком-оператором со стационарного или мобильного пульта управления.
не имеющий на борту экипажа (человека-пилота) и способный самостоятельно целенаправленно перемещаться в воздухе для выполнения различных функций в автономном режиме (с помощью собственной управляющей программы) или посредством дистанционного управления, осуществляемого человеком-оператором со стационарного или мобильного пульта управления.
Одной из новых потенциальных угроз безопасности объектов различных видов является использование БВС. Применение (нахождение, пролет) БВС над объектами несет в себе потенциальную угрозу их безопасности и требует своевременных четких действий со стороны персонала и сотрудников охраны соответствующих объектов.
При обнаружении (поступлении информации об обнаружении) над территорией (вблизи) объекта неизвестного БВС сотрудник должен незамедлительно сообщить об этом непосредственному руководителю объекта.
Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (ГБУЗ «ВОКГВВ»),либо уполномоченное
им лицо:
им лицо:
1. Незамедлительно информирует об этом Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС − 112), территориальные органы МВД России, ФСБ России.
При направлении информации с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:
− свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и занимаемую должность; наименование объекта и его точный адрес;
− источник и время поступления информации о БВС (визуальное обнаружение, информация иных лиц, данные системы охраны
или видеонаблюдения);
или видеонаблюдения);
− характер поведения БВС (зависание, барражирование над объектом, направление пролета, внешний вид и т.д.);
− наличие сохраненной информации о БВС на электронных носителях информации (системы видеонаблюдения);
− другие сведения по запросу уполномоченного органа.
2. Выставить наблюдательный пост за воздушным пространством над территорией и вблизи объекта, которому необходимо по возможности зафиксировать время, место обнаружения, примерную высоту, скорость и курс (направление) полета (движения), количество летательных аппаратов, а также примерную конфигурацию летательного аппарата. С целью возможного обнаружения оператора БВС организовать осмотр и наблюдение за наземной территорией, прилегающей к объекту.
3. Принять меры для получения дополнительной информации, в т. ч. его фото-видеосъемки (при наличии соответствующей возможности).
4. Усилить охрану, а также пропускной и внутриобъектовый режим.
5. Организовать обход территории объекта в целях обнаружения подозрительных (взрывоопасных) предметов и лиц.
В случае посадки (падения) беспилотного воздушного судна
на территорию расположения административных зданий наблюдатель проводит все мероприятия в соответствии с инструкцией по действиям
при обнаружении подозрительного предмета на территории объекта.
Если беспилотное воздушное судно находится в воздушном пространстве
над территорией, наблюдатель отслеживает движение ВВС и докладывает руководителю объекта об изменении его территориального положения.
на территорию расположения административных зданий наблюдатель проводит все мероприятия в соответствии с инструкцией по действиям
при обнаружении подозрительного предмета на территории объекта.
Если беспилотное воздушное судно находится в воздушном пространстве
над территорией, наблюдатель отслеживает движение ВВС и докладывает руководителю объекта об изменении его территориального положения.
6. При получении от сотрудников ГУ МВД России по Волгоградской области, УФСБ России по Волгоградской области дополнительных указаний (рекомендаций) действовать в соответствии с ними.
7. По решению должностного лица, осуществляющего непосредственное руководство деятельностью работников объекта, либо уполномоченного им лица, при угрозе жизни и здоровью людей, организовать оповещение персонала о возможной угрозе, организовать (при необходимости) укрытие или эвакуацию находящихся на объекте людей.
[1] Далее – БВС.
—- Инструкция по действиям дежурной смены при возникновении угрозы и совершении террористических актов
С получением сообщения об угрозе совершения террористического акта дежурная смена ОБЯЗАНА:
а) при получении сообщения из официальных источников (территориальных подразделений УФСБ, УВД, МЧС и др.):
— обратной связью проверить достоверность полученного сообщения;
— записать в журнале полученных и отданных сигналов дату и время получения сообщения, от кого принято;
— по окончании разговора незамедлительно доложить о нём руководителю объекта, специалисту, уполномоченному на решение задач в области ГО ЧС;
— в дальнейшем действовать по указаниям руководителя объекта (лица, его замещающее);
б) при получении сообщения от анонимного источника по телефону:
— зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;
— при наличии автоматического определителя номера (АОНа) сразу записать определившийся номер. При наличии звукозаписывающей аппаратуры следует сразу же извлечь кассету (минидиск) с записью разговора и принять меры для её сохранности, установив на её место другую кассету;
— при отсутствии определителя номера или в случае, если он не сработал, не прерывать телефонного разговора, не класть телефонную трубку на аппарат, а положить её рядом, с другого телефона позвонить дежурную часть УВД с просьбой установить номер телефона, откуда был сделан анонимный телефонный звонок;
— подробно записать полученное сообщение на бумаге;
— по ходу разговора отметить:
— пол (мужской или женский) звонившего и особенности его (её) речи, а именно:
— голос (громкий, тихий, грубый, веселый, невнятный и т.д.),
— темп речи (быстрый, медленный),
— произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом),
— манера речи (развязанная, с издевкой, с нецензурными выражениями),
состояние (спокойное, возбужденное);
— звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, музыка, звук теле- радиоаппаратуры, голоса и др.);
— тип звонка (городской или междугородний);
по возможности в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
— когда, кому и по какому телефону звонит этот человек?
— какие требования он (она) выдвигает?
— выступает ли в роли посредника или представляет группу лиц?
— на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
— как и когда с ним (ней) можно связаться?
— кому сообщить об этом звонке?
— в ходе разговора предложить звонившему соединить его с руководством объекта;
— добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия решений или совершения каких либо действий;
— если возможно, еще в процессе разговора с помощью других сотрудников сообщить в правоохранительные органы, а если такой возможности нет, то после разговора;
— не разглашать факт разговора и его содержание, максимально ограничить число людей, владеющих полученной информацией, чтобы не вызвать паники и исключить возможные непрофессиональные действия по реагированию на анонимный звонок;
— по окончании разговора незамедлительно доложить о нём руководителю объекта;
— после доклада полученного сообщения руководителю объекта по его указанию довести сообщение об угрозе до оперативных дежурных территориальных подразделений: УФСБ по Волгоградской области, ГУ МЧС по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области, ССМП, ГКУЗ «ТЦМК Волгоградской области», или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», указать наименование организации, её адрес, другие детали;
— в дальнейшем действовать по указаниям руководителя;
— в экстренных случаях организовать эвакуацию персонала и посетителей;
в) при поступлении угрозы в письменной форме (по почте и в различного рода анонимных материалах (записках, надписях, информации на диске и т.д.):
— после получения такого документа обращаться с ним максимально осторожно, стараться не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;
— не мять документ, не делать на нем пометок. По возможности убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку. Если документ поступил в конверте – его вскрытие производить только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;
— сохранять все: документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, т.к. они могут содержать информацию о преступниках;
— зафиксировать и не расширять круг лиц, имевших доступ к документу;
— прием от граждан анонимных материалов, содержащих различного рода угрозы и требования, оформлять письменным заявлением или протоколом принятия устного заявления о получении или обнаружении таких материалов;
— незамедлительно доложить о поступлении документа руководителю объекта, специалисту, уполномоченному на решение задач в области ГО ЧС;
— после доклада руководителю объекта, надлежит по его указанию довести сообщение об угрозе в оперативные службы территориальных подразделений: УФСБ по Волгоградской области, ГУ МЧС по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области, ССМП, ГКУЗ «ТЦМК Волгоградской области», или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112» указать наименование организации, её адрес, другие детали;
— в дальнейшем действовать по указаниям руководителя объекта.
Действия
дежурной смены при попытке вооруженного проникновения и проникновения вооруженных лиц на территорию объекта
С получением информации (сигнала) о попытке вооруженного проникновения или проникновении вооруженных лиц на объект дежурная смена ОБЯЗАНА:
— немедленно доложить о происшедшем руководителю объекта, специалисту, уполномоченному на решение задач в области ГО ЧС;
— по указанию руководителя объекта сообщить в оперативные службы территориальных подразделений: УФСБ по Волгоградской области, ГУ МЧС по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области, ССМП, ГКУЗ «ТЦМК Волгоградской области», или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112» наименование организации, её адрес, с какого направления осуществляется вооруженное проникновение, состав вооруженной группы, от кого поступила информация и другие детали;
— в дальнейшем действовать по распоряжениям руководителя;
— в экстренных случаях организовать эвакуацию персонала и посетителей.
Действия
дежурной смены при обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство
С получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство дежурная смена ОБЯЗАНА:
— немедленно доложить о происшедшем руководителю объекта, специалисту, уполномоченному на решение задач в области ГО ЧС;
— по указанию руководителя объекта сообщить об угрозе взрыва в оперативные службы территориальных подразделений: УФСБ по Волгоградской области, ГУ МЧС по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области, ССМП, ГКУЗ «ТЦМК Волгоградской области», или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», указать наименование организации, её адрес, другие детали;
— провести экстренную эвакуацию пациентов, персонала с угрожаемых участков, силами охраны объекта оцепить опасную зону;
— обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы правоохранительных органов и фиксирования их установочных данных;
— в дальнейшем действовать по распоряжениям руководителя объекта или оперативных служб.
Действия
дежурной смены при получении сообщения
об угрозе минирования объекта (минировании)
Дежурная смена при получении сообщения (информации) об угрозе минирования объекта ОБЯЗАНА:
— немедленно доложить о происшедшем руководителю объекта, специалисту, уполномоченному на решение задач в области ГО ЧС;
— довести сообщение об угрозе в оперативные службы территориальных подразделений: УФСБ по Волгоградской области, ГУ МЧС по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области, ССМП, ГКУЗ «ТЦМК Волгоградской области», или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», указать наименование организации, её адрес, другие детали;
— в дальнейшем действовать по распоряжениям руководителя.
Действия
дежурной смены при совершении на объекте взрыва
С получением сигнала (информации) о совершении взрыва дежурная смена ОБЯЗАНА:
— немедленно доложить о происшедшем руководителю объекта, специалисту, уполномоченному на решение задач в области ГО ЧС;
— информировать оперативные службы территориальных подразделений: УФСБ по Волгоградской области, ГУ МЧС по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области, ССМП, ГКУЗ «ТЦМК Волгоградской области», или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», указать наименование организации, её адрес, другие детали;
— принять все меры по оповещению и эвакуации персонала, пациентов и посетителей объекта;
— принять меры по оказанию первой и медицинской помощи раненым и пораженным.
Действия
дежурной смены при захвате заложников на объекте
Дежурная смена с получением информации о захвате заложников на территории объекта ОБЯЗАНА:
— немедленно доложить о происшедшем руководителю объекта, специалисту, уполномоченному на решение задач в области ГО ЧС;
— по указанию руководителя объекта информировать оперативные службы территориальных подразделений: УФСБ по Волгоградской области, ГУ МЧС по Волгоградской области, ГУ МВД России по Волгоградской области, ССМП, ГКУЗ «ТЦМК Волгоградской области», или по единому номеру вызова экстренных оперативных служб «112», указать наименование организации, её адрес, другие детали;
— не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и человеческим жертвам;
— при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной; инициативно не вступать в переговоры с террористами;
— принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, автомашин УФСБ, УВД, МЧС и скорой медицинской помощи.